Научное объяснение этого явления приходит от исследовательской группы Университета Вирджинии, которая поняла, что именно на самом деле стимулирует наше умственное творчество. Вы наверняка замечали, что какая-то проблема, которая мучает вас на протяжении какого-то времени вдруг находит неожиданное решение именно тогда, когда вы принимаете душ! В этот момент можно подумать, что это удача или простая случайность. Однако, это связано с определенной умственной ситуацией, в течение которой наш мозг не слишком отвлечен и не слишком занят, чтобы анализировать проблемную ситуацию. Другими словами, когда мы принимаем душ, наш разум занят, но умеренно активен и позволяет вам переосмысливать проблемы по-другому.
Исследователи называют это явление «эффектом душа», но, по словам Зака Ирвина, доцента Университета Вирджинии, и его коллег, другие виды деятельности, такие как прогулка
или посвящение садоводству стимулируют творчество.
«Вы чувствуете себя застрявшим на проблеме? Не знаете, что делать и как поступить? Не стоит просто сидеть и думать. Вместо этого делайте что-нибудь, чтобы занять себя — погуляйте, поработайте в саду или примите душ. Все эти виды деятельности являются умеренно вовлеченными», — сказал Ирвинг в описании исследования. — «Умеренно вовлеченные занятия повышают производительность и творчество нашего мозга».
Чтобы поддержать эту гипотезу, ученые провели исследование, в котором участников попросили выполнить творческую задачу или придумать новый способ, где и как можно использовать кирпич. Ученые также попросили участников посмотреть несколько видеороликов, в том числе такой, в котором один из двух мужчин просто складывает белье (довольно скучный фильм), или другой,
из фильма «Когда Гарри встретил Салли», в котором Мег Райан показывает, как изобразить оргазм в
многолюдном ресторане (безусловно, более увлекательный).
Сразу же после просмотра видео участникам было предложено поговорить о творческой задаче. Из анализа их ответов, обобщенных в статье, опубликованной в научном журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», ученые обнаружили, что большинство самых инновационных идей появились, после просмотра привлекательного видео, а не после скучного ролика.
По сути, результаты показали, что с точки зрения творчества было более выгодно делать что-то, что умеренно задействовало бы мозг по сравнению с активностью, к которой нет интереса.
Исследователи теперь надеются расширить результаты исследования, используя виртуальную реальность, чтобы увеличить количество игровых ситуаций, в попытке уточнить понимание лучшего уровня умственной деятельности, способной стимулировать творчество.